Составные части стрельбы

Стрельба очень просто, эффектно и эффективно выглядит в кино, на самом деле, это сложнейший комплекс как тонких моторных навыков, так и грубых.

Из чего же, собственно, состоит стрельба?

  1. Удержание оружия (еще это называют «хват»).
  2. Стойка (или иное положение: сидя, лежа, с колена).
  3. Прицеливание (то есть совмещение прицельных приспособлений с мишенью).
  4. Работа со спусковым крючком.
  5. Контроль отдачи оружия и возврат его на мишень.
  6. Ощущение правильного выстрела (когда по поведению оружия стрелок понимает куда попала пуля и ему нет необходимости смотреть на мишень).
  7. Операции с оружием (извлечение из кобуры, заряжание, смена магазина, устранение задержек, разряжание и т.д.)
  8. Перенос огня.
  9. Смена стрелковой позиции (стоя, с колена и т.д., а также перемещение).
  10. Использование укрытия.
  11. Контроль окружающей обстановки.

Из психологии мы знаем, что мозг может контролировать не более 2 действий одновременно. Соответственно, ему надо оставить только то, что реально может измениться в любой момент и не является постоянным. Что из вышеперечисленного не постоянно? Конечно, окружающая обстановка!

Пусть мозг занимается только контролем окружающей обстановки и принимает решения, что делать дальше. А остальные 10 составных частей стрельбы должны быть, как минимум в виде двигательного навыка.

Что же такое «двигательный навык»? Это освоенное до автоматизма выполнение двигательных действий (движений), сформированных в процессе обучения, упражнения и тренировки. Это понятие очень тесно связано с понятием «двигательная» или «моторная» память. Это – память на движения и действия, которые становятся привычками и навыками. Требует большой тренировки во взаимосвязи с другими видами памяти. В процессе обучения создается концептуальная модель (система представлений о целях деятельности, состоянии предмета управления и способах воздействий).

Как формируется двигательный навык?

Процесс обучения движениям состоит из следующих этапов:

  1. Первоначальное разучивание
  2. Углубленное разучивание
  3. Закрепление навыка и совершенствование техники.

Первоначальное разучивание.

На первом этапе ставится задача создать целостное представление о движении и сформировать умение выполнять его в общих чертах – освоить основу техники. При этом возможно излишнее мышечное напряжение, неточность в выполнении движения, отсутствие слитности между его элементами.

Углубленное разучивание.

Создание правильного представления о каждом элементе техники движения, выработка умения четко и слитно выполнять их.

Закрепление навыка и совершенствование техники.

Закрепление приобретенного умения в двигательный навык, а также выработка умения применять его в различных условиях, изменяющихся ситуациях (в соревновательной, в жизни). На данном этапе продолжается совершенствование техники движений.

Быстрота и прочность формирования двигательных навыков зависят от многих причин.
Приобретенные ранее навыки могут облегчать или затруднять формирование нового навыка. Положительное взаимодействие навыков («положительный перенос») происходит в тех случаях, когда в технике движения есть сходство (например, приземление в прыжках с высоты, в высоту с места и с разбега). «Отрицательный перенос» может возникнуть при одновременном разучивании движений, имеющих различные конечные фазы. Поэтому нельзя, например, обучать на одном занятии приземлению после прыжков в длину и в высоту с разбега.
По мере упрочения двигательных навыков появляется возможность преодолеть их отрицательное взаимодействие.
Формирование двигательных навыков происходит в единстве с развитием физических качеств. Например, с развитием силы, быстроты в прыжках, метании улучшается техника их выполнения и повышаются количественные показатели.
Продолжительность формирования двигательного навыка зависит от сложности упражнения, например скоростно-силовые ациклические движения (прыжки, метание), связанные с точностью распределения мышечных усилий в пространстве и во времени, требуют длительного срока. Формирование двигательного навыка зависит от правильного подбора методов и приемов обучения. На скорость образования двигательных навыков влияет психологическая установка (осознание поставленных задач, мотивов деятельности), а также положительные эмоции на занятиях.

Еще немного теории. На этот раз – теория уровней построения движений
теория уровней построения движений — по своему значению выходит за рамки проблемы организации движений; есть многочисленные попытки применения ее положений к процессам восприятия, внимания, мышления и пр.
В результате исследований качества афферентных сигналов обнаружилось, что в зависимости от того, какую информацию несут сигналы связи обратной (см. принцип кольца рефлекторного) — о степени напряжения мышц, об относительном положении частей тела, о скорости или ускорении рабочей точки, о ее положении в пространстве, о предметном результате движения — афферентные сигналы приходят в разные чувствительные центры мозга головного и соответственно переключаются на моторные пути на разных уровнях. Здесь уровни — это буквально морфологические слои в системе нервной центральной. Каждый уровень имеет специфические моторные проявления, каждому соответствует свой класс движений.
1. Уровень А — нижний и филогенетически древнейший. У человека не имеет самостоятельного значения и заведует тонусом мышечным; участвует в организации любого движения совместно с другими уровнями. Имеются немногие движения, регулируемые им самостоятельно: непроизвольная дрожь от холода и страха, быстрые вибрато музыкантов, удержание позы при полете после прыжка и пр. На этот уровень поступают сигналы от мышечных проприоцепторов, сообщающие о степени напряжения мышц, а также от органов равновесия.
2. Уровень В. Здесь в основном перерабатываются сигналы от мышечно-суставных рецепторов, сообщающие о взаимном положении и движении частей тела. Этот уровень оторван от внешнего пространства. Он принимает большое участие в организации движений более высоких уровней, беря на себя задачу внутренней координации сложных двигательных ассамблей. К собственным движениям этого уровня относятся те, что не требуют учета внешнего пространства: вольная гимнастика, потягивания, мимика, и пр.
3. Уровень С — уровень поля пространственного. Сюда поступают сигналы от зрения, слуха, осязания — вся информация о внешнем пространстве. На этом уровне строятся движения, приспособленные к пространственным свойствам объектов, то есть все переместительные движения, движения рук по клавиатуре, баллистические метательные движения, движения прицеливания, броски с захватом предметов и пр.
4. Уровень D-уровень действий предметных. Это — корковый уровень, заведующий организацией действий с предметами. Практически имеется лишь у человека. Сюда относятся вся деятельность орудийная, все манипуляции с предметами и пр. Характерная особенность таких движений — их сообразование с логикой предмета: уже не столько движения, сколько действия, в коих задается не двигательный состав, а лишь конечный предметный результат. Способ выполнения действий и набор двигательных операций здесь безразличен.
5. Уровень Е — последний, самый высокий. Это — уровень интеллектуальных двигательных актов, в первую очередь — речевых движений, движений письма и пр. Эти движения определяются не предметным, а отвлеченным, вербальным смыслом.
Важные замечания о функционировании уровней:
1) в организации сложных движений обычно участвуют несколько уровней — уровень ведущий и все нижележащие; в сознании человека явлены лишь те компоненты движения, кои строятся на ведущем уровне, — работа нижележащих, «фоновых» уровней, как правило, не осознается;
2) формально одно и то же движение может строиться на разных ведущих уровнях; ведущий уровень определяется смыслом, или задачей движения.

Итак, исходя из вышенаписанного, чем и как заниматься на тренировках?

  1. Необходимо первоначальное разучивание движений. Лучше, если оно будет проходить под контролем опытного инструктора или тренера. В противном случае, есть шанс получить неверное представление о движении и, соответственно, начать его разучивать и формировать навык, который окажется, в лучше случае, неполезным, а в худшем – вредным. На исправление сфоримрованного двигательного навыка требуется гораздо больше времени, чем на формирование его с нуля, без негативного предыдущего навыка.
  2. После закрепления навыка, в общих чертах, необходимо постоянное его совершенствование. Эта часть работы может выполняться и самостоятельно, но с обязательным визуальным контролем (перед зеркалом или камерой).

Оставьте комментарий